Как веду бюджет. Принципы формирования портфеля

Как веду бюджет

Привет, друг! Выдался редкий выходной и я решил написать в блог коротенькую статейку. Долго думал, о чём именно я могу написать легко и быстро, и понял, что у меня нет актуальной статьи о том, как я веду бюджет и как, в частности, я формировал свой инвестиционный портфель. Есть только статья про мой метод учёта финансов от 2015 года, но методика с тех пор поменялась, да и про формирование портфеля там нет ни слова. Конечно, на страницах блога можно найти информацию про принципы, по которым я формировал портфель, но она «размазана» по всему блогу. Поэтому сегодня я сконцентрирую её в этой статье, где расскажу, как веду бюджет, а также о том, как с годами менялись принципы, по которым я его веду. Думаю, мой уникальный опыт будет тебе интересен, а может даже полезен 🙂


 

Как веду бюджет

 

 

Как всё начиналось (лирическое отступление)

В 2011 году из небольшого городка в Ростовской области я переехал в Санкт-Петербург. На тот момент мне было 24 года, и у меня с собой было только около 80 тысяч рублей. Где я буду жить и работать — на тот момент я не представлял, но у меня были друзья, которые переехали в Питер раньше меня. Они помогли мне сориентироваться и даже пустили пожить, пока я искал комнату для аренды.

Через пару месяцев я устроился работать продавцом-консультантом в магазин алкогольных напитков. А ещё через пару месяцев мой баланс обнулился, когда у меня в одном из злачных мест Питера украли последние 6 тысяч рублей (кто знает, что такое улица Думская – тот поймёт). Так что февраль 2012 года можно считать точкой отсчёта, с которой я начал растить капитал с нуля, в прямом смысле этого слова 🙂 На тот момент я снимал комнату с другом, который жил в Питере на год дольше меня. Друг мой, в отличие от меня, даже не работал на тот момент, и не смог найти деньги на оплату. У меня же были деньги только на оплату своей доли аренды. Поэтому в следующем месяце нас выгнали из комнаты за неуплату. Причём, утром, в день оплаты, я ушёл на работу, с надеждой, что друг как-то решит вопрос. Но этого не произошло, и возвращаться с работы в тот день мне было просто некуда. Друг в тот день собрал наши вещи и вынес в коридор (это была коммунальная квартира на Петроградке). Повезло, что в Питере на тот момент у меня было много друзей и знакомых, переехавших из моего родного города, и после работы я поехал к старшей сестре своей бывшей девушки, которая снимала малюсенькую комнатку на Васильевском острове. У которой я потом и жил пару недель, пока искал себе новую комнату.

Ещё через месяц я нашёл комнату (которую снимал уже один), и устроился работать инженером, благодаря чему моя зарплата тогда увеличилась почти вдвое (с 17 тысяч рублей до 30 с копейками). Инженерного опыта у меня на тот момент не было, было только высшее образование и опыт работы слесарем КИПиА в родном городе. Это был 2012 год.
 

Формирование портфеля

К концу 2014 года я скопил около 390 тысяч рублей и начал вести этот блог, где с тех пор еженедельно публикую отчёты по капитализации портфеля.

В те времена принцип распределения доходов (зарплаты и заработков с блога) был следующим. Раз в месяц я брал всё заработанное и сначала вычитал оттуда деньги на аренду жилья, а затем от оставшегося 40% откладывал в портфель.

Независимо от того, насколько низкой бы ни была моя зарплата, я каждый месяц, без исключений, откладывал 40% от оставшихся после вычета за аренду жилья денег. Хотя нет, одно исключение было – я не откладывал деньги в портфель только за периоды отпуска. Но это была поблажка, «вшитая в систему». То есть, все принципы соблюдались мной всегда, в том числе и принцип, по которому я не откладывал деньги в отпускные периоды.

Например, в 2016 году, зарабатывая 40 тысяч рублей в месяц и снимая комнату в Питере за 14 500 рублей, я откладывал в портфель 10 200 рублей, живя при этом на 15 300 рублей в месяц.

Когда я стал жить со своей девушкой (а ныне уже женой), принципы пришлось немного пересмотреть 🙂 Она сподвигла меня немного сместить приоритеты в сторону жизни «здесь и сейчас». Поэтому в 2020 году я пересмотрел свои принципы распределения доходов и взгляд на цели по инвестиционному портфелю. Раньше я планировал резко перейти на «финансовую независимость», когда сначала я «кормлю» портфель, а с какого-то момента портфель начинает «кормить» меня. В 2020 году я придумал другую концепцию – сначала я постепенно перестаю «кормить» портфель, потом мы с ним «кормим» каждый себя, и потом (опять же, постепенно), портфель начинает «кормить» меня.

Согласно этим принципам, в 2021 году я снизил отчисления в портфель до 30% от того, что оставалось после вычета за аренду жилья. В 2022 году снизил до 16% от всего заработка (то есть, до вычета за аренду жилья). В 2023 году снизил до 8% от всего заработка, а с 2024 года отчисления в портфель прекратил вовсе.

Вместе с этими принципами я принял решение не растить портфель всю жизнь, а «проесть» портфель к 90 годам. И точно так же, как я постепенно уменьшал отчисления в портфель, начинать «проедать» портфель я, также, планирую, постепенно наращивая процент «проедания». Но этот этап ещё впереди, и принципы, по которым я буду его «проедать» я пока для себя не сформулировал.
 

Как веду бюджет сейчас

Конечно, сейчас я уже не вычитаю на калькуляторе ежедневные траты, как рассказывал в статье 9-летней давности. Сейчас я раз в неделю, когда считаю результаты недели по инвестиционному портфелю, заодно подсчитываю — сколько осталось средств на повседневные расходы.

Суммы средств на всех счетах, где у меня хранятся свободные средства, выписываю в блокнот.

Например:
 
ВТБ — 80 тысяч

Сбер — 70 тысяч

Наличные — 20 тысяч

Вася мне должен — 3 тысячи
 
Ну и так далее. Также, в блокноте записаны категории трат.

Например:
 
Оплата квартиры — 40 тысяч

Подаренные мне деньги — 20 тысяч

Нераспределённый аванс — 30 тысяч

Подушка безопасности — 20 тысяч

На развитие блога — 15 тысяч
 
Затем я считаю траты за неделю. Допустим, на ВТБ было неделю назад 90 тысяч, а на Сбере — 75 тысяч. По остальным счетам суммы не изменились (а каждая неделя у меня записана в блокноте). Значит, потратил за неделю 15 тысяч. Смотрю записанный баланс средств на расходы недельной давности и отнимаю от него эти 15 тысяч. Допустим, было 63 тысячи, значит осталось 48 тысяч. Затем проверяю себя. Складываю деньги на всех счетах и отнимаю оттуда категории трат.

Допустим, 80 + 70 +20 +3 = 173 тысячи на всех счетах. Отнимаем деньги, зарезервированные под различные траты: 173 – 40 – 20 – 30 – 20 – 15 = 48 тысяч, которые остались на расходы. Что и требовалось доказать – бухгалтерия сошлась. Бывает такое, что она не сходится. Тогда ищу, где именно я ошибся.

Кстати, у меня бывали периоды, когда остаток на расходы был отрицательным. То есть, зарезервированных категорий трат было больше, чем по факту денег на счетах. Таким образом, я как бы одалживал деньги на пропитание из своих же денег, предназначенных на другие цели.

***

Раз в месяц распределяю доходы. Складываю зарплату и аванс и вычитаю оттуда деньги, которые нужно будет заплатить за квартиру (прибавляя их в соответствующую графу в блокноте) и 8% от изначальной суммы вычитаю в «подушку безопасности» (также, добавляя их в соответствующую графу). Раньше ещё отчисления в портфель вычитал, но, как ранее поведал, сейчас уже перестал «кормить» портфель. Затем беру сумму заработков с блога, оттуда тоже «отчисляю» 8% в подушку безопасности, и 20% с недавних пор отчисляю на развитие блога (пока не придумал, как бы их наиболее эффективно задействовать). Остатки прибавляю к сумме, которая предназначается на повседневные расходы. Например, от зарплаты с авансом после всех вычетов осталось 50 тысяч, а от блогерских заработков – 5 тысяч. Тогда к условным 48 тысячам добавляю 55 тысяч, и полученные 103 тысячи записываю в блокнот. Через неделю я возвращаюсь к этому блокноту и вычитаю из этих 103 тысяч недельные расходы по вышеописанной методике.
 

Заключение

Делись в комментариях своими методами ведения бюджета и методами формирования портфеля, а также мнением о моих подходах.

Доброй прибыли!

Хочешь быть в курсе новостей блога?
Тогда подпишись!

Введи e-mail:




 

Комментарии (1)

  1. Галина:

    Игорь, вот ты заморачиваешься! Живи проще, не считай каждую копейку.Легче уходят, легче будут приходить. Тебе нужно работать главным бухгалтером (попытка пошутить)

Комментировать