Что Мы Празднуем 4 ноября

День Народного Единства

  Привет, друг! Сегодня в России отмечается праздник – День Народного Единства. И хотя этот праздник в современной России отмечают вот уже 11 раз, многие до сих пор не знают, что же мы всё-таки отмечаем в этот день. Яндекс Вордстат (сервис для определения частоты поисковых запросов) говорит нам, что фразу «что празднуем 4 ноября» запрашивают только в Яндексе в среднем 2 315 раз в месяц. По данным опросов Фонда «Общественное Мнение» в 2011 году 77% россиян не знали, в честь чего отмечается этот праздник. В 2013 году число неосведомлённых сократилось до 46%. Сейчас, полагаю, процент уменьшился, но уверен, что он всё ещё достаточно велик.

  Это неудивительно, ведь нет популяризации и пропаганды праздника со стороны власти. Праздник этот совсем молодой (хотя корнями уходит в глубину веков), и укрепится в сознании людей постепенно, когда вырастет поколение, которое пошло в первый класс, во времена, когда праздник уже отмечался. К тому же, многих сбивает с толку близость праздника к 7 ноября – Дню Революции, праздновавшемуся более 70 лет и укрепившемуся в сознании людей.

  В общем, народ в недоумении. Сегодня я постараюсь пролить свет на историю праздника и дать ответ на вопрос – «Что же мы празднуем 4 ноября?»

Что празднуем?

  Собственно говоря, празднуем мы победу объединённого народного ополчения, возглавляемого Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским над польско-литовскими войсками, захватившими Москву, с последующим изгнанием супостатов из первопрестольной. Но согласись, День изгнания народным ополчением, возглавляемым Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, польско-литовских войск, захвативших Москву,  – длинноватое название для праздника, правда же?! Поэтому сейчас праздник называется – Днём Народного Единства. На мой взгляд, название довольно точно передаёт суть события, которое является поводом для праздника. Именно Народное Единство, подкреплённое Верой и Духом, помогло одолеть поганую вражину.

Как дело было

  Итак, День Народного Единства утверждён в память о событиях 4 ноября 1612 года, ознаменовавших начало конца Смутного времени, длившегося в России с 1598 года.

Смута

  Началось с того, что прервалась династия Рюриковичей. При непонятных обстоятельствах в Угличе погиб младший сын Ивана Грозного, Дмитрий, а через несколько лет умер и последний наследник престола – Фёдор, не успевший оставить наследников.

  К власти пришёл выходец из боярского рода – Борис Годунов. Из-за трёх подряд неурожайных лет, начался голод, и как следствие – грабежи, убийства и полный беспредел (почти как в 90-х, только без новых русских, валютных проституток, кожаных курток, стволов и крышевания ларьков).

  Тогда-то на горизонте появился фраер, выдающий себя за «воскресшего» сына Ивана ГрозногоДмитрия. Соответственно, фраер этот был никаким не Дмитрием, а Лжедмитрием. И этот Лжедмитрий таки смог взойти на престол в 1605 году, при поддержке поляков, которых он щедро одаривал русскими землями. Например, польскому воеводе Мнишеку, за брак с его дочерью, он пообещал отдать во владение благоверной Новгород и Псков. Вот это я понимаю – свадебный подарок! 🙂

  Недолго Лжедмитрий царствовал – заговорщики его убили уже через год. Естественно, сразу же появился ещё один фраер, называвший себя Дмитрием, который по факту был Лжедмитрием II. Потом была русско-польская война и семибоярщина – совет из семи бояр, пришедший к власти и признавший русским царём польского королевича Владислава. Надо сказать, русскому народу не очень-то нравился королевич Владислав, пропаганда католицизма в православной Руси, а также грабежи и насилие со стороны польско-литовских войск, учиняемые ими в русских городах.

Ополчение

  Тогда-то народ и начал объединяться. Крестьяне, военные, казаки, дворяне, церковнослужители — люди разных сословий, национальностей и вероисповеданий стали плечом к плечу, взяли с собой икону Казанской Божьей Матери, являющую собой символ духовной силы единства русского народа, и так наваляли иностранным интервентам, что мало им не показалось, мягко говоря.

  Именно 4 ноября 1612 года народное ополчение приступом взяло Китай-город, а через несколько дней вошло в Кремль. К 1613 году Москва была освобождена от интервентов, и на Земском соборе, представители разных сословий (крестьян, казаков, стрельцов, дворян, бояр, духовенства и делегаты из разных русских городов) выбрали нового царя – Михаила Романова, с которого и началось правление династии Романовых.

Религиозная составляющая

  У православных 4 ноября – это День Казанской иконы Божьей Матери.

  История этой иконы берёт своё начало в 1579 году, когда после сильнейшего пожара в Казани, испепелившего часть города, 9-летней девочке во сне явилась Богородица, указавшая на место, где лежит её икона. Девочке сначала не поверили, но потом, среди сгоревших домов, именно на том месте, на которое она указала, была найдена икона удивительной красоты, названная впоследствии Казанской. После обретения иконы, начались чудеса – оказалось, что образ исцеляет больных.

Казанская икона Божьей Матери

  В 1610 году Патриарх Гермоген, описавший в своё время обретение иконы и чудеса, которые она творила, призывает народ подняться на защиту Православной Церкви и Отечества. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский откликаются на призыв и собирают ополчение. В набирающее силу войско было принято взять святыню – чудотворную икону Казанской Божьей Матери. И, укрепившись духовно усердной молитвой перед этой святыней, народное ополчение 4 ноября 1612 года выбило поляков из Китай-города, положив тем самым начало освобождения России. А ведь в смутные времена казалось, что России, как страны уже не существует, и никогда больше не будет существовать. Но произошло возрождение, и это действительно было чудом из чудес.

Минин и Пожарский

  Кузьма Минин был владельцем мясной лавки в Нижнем Новгороде и земским старостой, поднявшим местное население в поход на Москву. А Дмитрий Пожарский стал главным воеводой в ополчении. Именно они были лидерами народного ополчения, освободившего Отечество. Ныне на Красной площади им установлен памятник.

Минин и Пожарский

История празднования

  В 1649 году царь Алексей Михайлович Романов написал указ, согласно которому 4 ноября полагалось отмечать праздник в память о чудотворной иконе Божьей Матери, с которой русское ополчение освободило Москву. «В воспоминание помощи, оказанной свыше заступлением Богородицы государству русскому в годину лихолетья» — говорилось в указе. Праздник отмечался с 1649 года по 1917 год. С 1918 года по 2004 год праздник был заменён на 7 ноября – День Великой Октябрьской социалистической революции. С 2005 года и по сей день отмечается как День Народного Единства.

Заключение

  На мой взгляд, то, что Днём Народного Единства признан праздник Казанской иконы Божьей Матери, имеет глубочайший смысл. В Единстве наша сила, а истинное единение может быть основано только на духовных скрепах.

  Помни, что «пока мы едины – мы непобедимы!». В последние годы мы стали забывать об этом. Но я уверен, что сильные духом всегда найдутся, и в нужный момент мы всегда сможем найти в себе силы, чтобы объединиться.

  Желаю Мира! С праздником, друг!

Хочешь быть в курсе новостей блога?
Тогда подпишись!

Введи e-mail:




 

Комментировать