Как пройти собеседование

Как пройти собеседование

В последнее время эта тема стала очень актуальна для меня, поэтому я решил изучить этот вопрос подробно. В сети полно подобных статей, но большинство из них имеют один большой недостаток – они написаны кадровиками (далее в статье я буду называть их модным нынче словом HR – от английского названия службы кадров Human Resources). Соответственно, в этих статьях они пытаются навязать нам свои правила игры. Нам с тобой, дорогой друг, не выгодно принимать их правила игры, поэтому я и написал эту статью с точки зрения соискателя, а не с точки зрения работодателя. Ведь вполне естественно, что интересы соискателя и работодателя почти всегда противоположны.


 

Как пройти собеседование

Например, в подобных статьях часто можно найти утверждения, что, дескать, на собеседовании нужно быть кристально честным, так как обман в любом случае вскроется. На самом деле это далеко не так. Эти статьи вводят нас в заблуждение, и они на руку самим HR. Они не хотят, чтобы их обманывали, но при этом сами оставляют за собой право хитрить. Задумайся, ведь, зачастую, работодатель приукрашивает условия труда, сулит достойную заработную плату, прекрасный дружный коллектив, перспективы карьерного роста, красивый вид из окна офиса и чай с печеньками. А на деле оказывается, что там месяцами задерживают зарплату, в коллективе идёт холодная война, а за малейшую провинность сотрудников наказывают рублём. Так почему мы должны быть честными, если работодатель сам скрывает нелицеприятные стороны вакансии?!

Секрет успешного прохождения собеседования не в том, чтобы показать, какой ты хороший, честный и добросовестный, а в том, чтобы показать, что именно ты идеально подходишь на эту должность. И даже если это совсем не так, нужно убедительно сыграть роль идеального соискателя на данную конкретную должность (если, конечно, она тебе очень нужна).

Хочу заметить, что успешное трудоустройство начинается с правильного выбора организации и должности, на которую ты претендуешь. Этот выбор следует делать исходя из своих желаний и возможностей. Это основа успеха, поэтому желательно чётко представлять кем ты хочешь быть и что ты умеешь. Ведь на работе мы проводим очень много времени, — чуть ли не половину всей жизни. Поэтому работа должна доставлять удовольствие, или, на худой конец, не доставлять дискомфорта.
 
Собеседование на работу
 

Подготовка к собеседованию

Для успешного прохождения собеседования важно иметь правильный настрой. Для этого тебе следует усвоить две важнейших истины.

1. Собеседование – это не экзамен, а переговоры. Пойми, работодатель также заинтересован в хорошем работнике, как и ты в хорошей работе. Найти хорошего сотрудника очень тяжело. Держи в голове мысль, что во время переговоров не только ты должен заинтересовать компанию, но и компания должна тебя заинтересовать. Иначе они могут упустить такого ценного кадра, как ты. Но не стоит перегибать палку и задирать нос, собеседование – это переговоры равных партнёров.

Но многие компании (особенно крупные корпорации или различные лохотроны) грешат тем, что позиционируют себя как эдакого идеального работодателя-барина (хотя условия работы, зачастую, ужасны), а соискателей, соответственно, позиционируют как холопов. При этом тебе обязательно расскажут, какой у них большой конкурс на заветную вакансию. Таким образом они пытаются создать некое психологическое давление и вести переговоры с позиции «сверху», чтобы ты легче соглашался на уступки. При этом ценность вакансии в твоих глазах возрастает – «ещё бы, такой конкурс, аж 100 человек на должность!!!». Если работодатель не желает вести с тобой переговоры как с равным и постоянно упоминает про «конкурс» – можешь смело встать и уйти, бросив, что их контора не прошла твой конкурс. Особым шиком будет хлопнуть дверью 🙂

2. Каждый работающий человек достоин получать хорошие деньги. Жизнь сейчас не сахар, цены стремятся ввысь, поэтому помни – ты заслуживаешь хорошей адекватной и соответствующей твоим потребностям зарплаты. Не стесняйся требовать больше, если видишь, что работодатель готов к этому. Поверь, — от компании не убудет, а для тебя это будет ощутимо.

Желательно ещё на стадии резюме указать желаемую зарплату раза в полтора больше, чем тебе платили на прежнем месте работы. На собеседовании скажешь, что ты столько и получал. Никто проверять не будет, а тебе это сыграет на руку.
 
Собеседование
 

7 советов как вести себя на собеседовании

1. Прими правильную позу. Руки держи на столе перед собой, не нужно в них ничего крутить и вертеть. Спина прямая, линия подбородка параллельна столу. Правильная поза придаст уверенности. Если ты будешь следить за положением своего тела, ты почувствуешь, что у тебя всё под контролем, и именно это ощущение придаст тебе спокойствия и уверенности в себе.

2. Не нервничай. Или хотя бы не показывай виду. Если чувствуешь, что начинаешь нервничать — дыши глубже, это поможет успокоиться. Если HR заметит, что ты нервничаешь, он сделает вывод о твоей психической неустойчивости, что может быть не совместимо с вакансией, на которую ты претендуешь. Поэтому старайся выглядеть спокойно и уверенно. И чем лучше ты будешь изображать спокойствие и уверенность, тем более спокойно и уверенно себя почувствуешь – закон психологии.

3. Смотри в глаза собеседнику. Не нужно сидеть, потупив взгляд в пол, и невнятно бормотать о своей квалификации. Веди диалог чётко и уверенно, смотря собеседнику в глаза. Но не переусердствуй – не стоит постоянно пялиться на интервьюера, как будто хочешь его загипнотизировать, всё-таки иногда нужно отводить взгляд.

4. Веди диалог. Ещё раз подчёркиваю – собеседование – не экзамен! Поэтому оно должно выглядеть как диалог, а не как допрос. И это, пожалуй, главный совет и самый эффективный ключ к успеху. Не нужно сухо отвечать на вопросы, — задавай ответные вопросы, вставь пару остроумных шуток и замечаний. В общем, поддерживай живое общение.
Особенно это актуально, если ты пришёл на собеседование с потенциальным начальником. Ты должен ему понравиться. Можешь рассказать пару интересных случаев из своей практики, улыбайся и смейся над его шутками. Но соблюдай меру, наблюдай за его реакцией, старайся, чтобы всё сказанное тобой было уместно. В общем, это должен быть органичный диалог на позитивной волне.
Ещё раз подчёркиваю — это самый главный и действенный совет. Если хочешь сам выбирать из предложений работодателей – учись вести живой диалог!

5. Избегай слов паразитов. Старайся не использовать в диалоге слова «в общем», «в принципе», «в основном» и им подобные. Эти слова не несут никакой смысловой нагрузки, но при этом сигнализируют о твоей неуверенности или даже лжи. Спрашивают: «Был ли опыт работы в данной области?» Отвечай: «Да, был!», а не «Ну в принципе, был». Чувствуешь разницу?!

6. Соглашайся на всё, потом обдумаешь. Допустим, тебя всё устраивает, но тебе говорят, что первые полгода ты будешь сидеть на голом окладе, и только после этого начнёшь получать оговоренную зарплату. Тебе нужно принять решение, но такие решения сложно принимать с лёту, нужно время для обдумывания. Поэтому сначала соглашаешься, а потом всё обдумываешь в спокойной обстановке. Ты не обязан принимать окончательные решения на собеседовании, поэтому смело соглашайся со всем, в таком случае у тебя останется право передумать. Но так, по крайней мере, ты не отсекаешь возможность трудоустройства в данную организацию по собственной инициативе. Возможно, после тщательного взвешивания плюсов и минусов, ты придёшь к выводу, что минусы не такие уж и существенные.

7. Следи за тем, что говоришь. Не стоит говорить лишнего, всё это может быть использовано против тебя. Каждый вопрос HR – это ловушка, попытка найти твои слабые места. Поэтому говори то, что от тебя хотят услышать. Ты должен понять, какого человека HR хотят видеть на этой должности, и умело сыграть его роль. Поэтому и отвечать ты должен так, как отвечал бы идеальный кандидат. Даже если ответ кажется тебе нелепым, но ты понимаешь, что HR хочет слышать именно это, смело скажи ему то, что он хочет слышать. Например, если тебя спрашивают, что для тебя важнее – деньги или престиж компании, очевидным кажется ответ «деньги». Для любого здравомыслящего человека это очевидно. Но если HR хочет видеть в работнике бескорыстного патриота компании, готового работать за идею – выбирай вариант «престиж компании» и играй роль такого патриота, даже если этот образ кажется тебе нелепым.

Другими словами, не нужно говорить лишнего, но и замыкаться в себе тоже не стоит. Просто поставь некие рамки, исходя из представлений об образе идеального соискателя на конкретную должность, и веди в этих рамках живой диалог. И успех не заставит себя долго ждать.
 

Заключение

В народе бытует мнение, что часто имеет место такое явление, как «фиктивные вакансии». То есть, на самом деле никакой вакансии нет, либо она уже кем-то занята, но при этом собеседования на неё проводятся, как на самую, что ни на есть реальную вакансию. Имеет ли место такое явление, или нет — я не знаю, но думаю, что дыма без огня не бывает. Возможно, кадровики так стажируют молодых неопытных сотрудников, либо выполняют какие-нибудь планы по собеседованиям. Тогда это объясняет, почему нам так редко перезванивают после собеседований на вакансии, на которые мы идеально подходим. Я ничего не утверждаю, это просто гипотеза. Прошу знающих людей отписаться по этому поводу в комментариях.

Так что, дорогой соискатель, ничего не бойся и будь уверен в своих силах. Помни, что собеседование с тобой проводят такие же обычные люди, ничем не лучше и не хуже тебя, со своими проблемами и желаниями. Конечно, они пытаются всеми силами напустить на себя важность, но это всё лишь иллюзия.

А если тебе предстоит собеседование с потенциальным руководителем, многие советы, приведённые в этой статье, вообще будут излишни. Ведь он может плохо разбираться в психологических аспектах переговоров. Тебе нужно просто ему понравиться.

Удачных собеседований и хорошей работы!

Хочешь быть в курсе новостей блога?
Тогда подпишись!

Введи e-mail:




2 комментария

  1. Алина:

    Ваша статья мне очень понравилась! Я уверена, что вы при собеседовании ведете себя уверенно и каждый работодатель хочет заполучить такого работника как вы. А мне вот уверенности всегда не хватало в жизни. Удачи Вам!

Комментировать